Психология менеджмента — направление науки по изучению психологических особенностей управленческой деятельности и закономерностей работы менеджера.
Психология менеджмента органично переплетает в себя психологические знания и внепсихологические представления, раскрывающие особенности строения и функционирования организационных систем.
Психология менеджмента: основная задача
Основная задача психологии менеджмента — анализ и использование психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы самого менеджера и управляемых им работников фирмы.
Менеджмент (от англ. manage — управлять) — организация деятельности людей в целях придания ей эффективной производительной силы; использование человеческих возможностей для достижения стратегических целей организации; управление социально-экономическими процессами на уровне организации.
Управление — циклический процесс систематического использования различных методов воздействия на управляемый объект.
Основными функциями управления являются:
- эффективное планирование с реальным учетом ресурсов организации; реализация системы организационных мероприятий, мотивационная стимуляция производителей и создание благоприятного психологического климата в производственных подразделениях, внедрение высокой культуры делового общения; текущая коррекция деловых отношений и производственной деятельности;
- определение наиболее общих актуализированных мотивов трудового поведения в данной группе и выдвижение их на первый план в организации работы данного предприятия;
- создание стиля деловых отношений, соответствующего основным поведенческим мотивам данной группы сотрудников; создание атмосферы зависимости удовлетворения личных потребностей, интересов каждого работника от трудового поведения ею товарищей;
- постоянное общение, взаимодействие с сотрудниками с учетом динамики их мотивационных состояний;
- определение перед сотрудниками ожиданий руководства, справедливая, адекватная оценка трудовой активности каждого работника, доступность для всех сотрудников, внимание к их просьбам и пожеланиям
Менеджеры в организациях
Менеджер в современном представлении — это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
- организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;
- руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;
- руководителю по отношению к подчиненным;
- администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.
Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности — принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.
Решение — осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.
Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному
Основные задачи менеджера
Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями).
Качества эффективного менеджера
Основные качества, необходимые менеджеру:
- адаптивная мировоззренческая позиция;
- наличие управленческой концепции;
- желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;
- умение позитивно влиять на людей;
- профессиональные знаниям в области рыночной экономики;
- навыки современных методов менеджмента;
- предприимчивость в расширении сферы деятельности;
- высокий уровень культуры профессионального общения;
- генетическая предрасположенность к лидерству;
- чувство внутренней свободы и готовности к разумному риску;
- конструктивная критическая оценка своих достижения;
- уметь гармонизировать межличностные отношения.