Психология труда изучает человека и его интересы, способы минимизации производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.
Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач по повышению работоспособности. Психология труда в свою очередь при изучении трудовой деятельности использует всю систему данных, которая только существует в современной психологии.
Психология труда – самостоятельная отрасль психологии, знание которой позволяет руководителям:
- наиболее эффективно использовать труд сотрудников, учитывать их личностные особенности и влияние на производство в целом,
- прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.
Психология труда: сфера применения
Поскольку труд – это основная деятельность каждого ВЗРОСЛОГО человека, то Психология труда находит применение во всех отраслях экономика, абсолютно в любой профессии.
Основная задача психологии труда – разработать определенные методики работы с людьми различных профессий.
Психологию труда в своей профессиональной деятельности на предприятиях должны использовать все руководители любого уровня, и особенно организационный психолог, в обязанности которого входит кадровый подбор, решение конфликтных ситуаций на производстве, и многие другие аспекты взаимодействия людей в коллективе.
Кроме того, Психология труда исследует и вопросы:
- эффективного планирования рабочего места,
- безопасности труда,
- рекламы,
- проведения переговоров.
Главные задачи психологии труда
Задачи психологии труда можно разделить на две группы: теоретические и прикладные.
В первую группу войдут задачи, которые тесным образом связаны с психологическими особенностями человека. К теоретическим задачам можно отнести:
1) изучение и исследование психических процессов, основных психологических свойств человека (рассматривая их в разрезе эффективности труда и увеличения работоспособности);
2) изучение особенностей трудовой деятельности;
3) исследование социально-психологических факторов, влияющих на человека, социальную среду, психологический микроклимат в организации, удовлетворенность трудом;
4) изучение эмоциональной сферы личности и волевых качеств, способствующих к регулированию трудовой деятельности;
5) изучение раскрытия субъекта и его личности в трудовом процессе и закономерность, связанную с этим;
6) изучение проблемы мотивации, анализ путей решения проблемы мотивационной системы;
7) выработку наиболее приемлемого метода управления; планирование тактики и стратегии управления;
8) превентивную психологическую работу, направленную на формирование здорового образа жизни;
9) улучшение условий жизни работников;
10) улучшение условий рабочей деятельности;
11) разработку основных критериев приема на работу;
12) разработку рекомендаций по усовершенствованию методов обучения и переобучения работников;
13) рациональную перестройку и обновление профессий.
Во вторую группу задач, прикладную, которая в основном направлена на достижение конечного практического результата, входят следующие задачи:
1) разработка норм, правил и процедур по технике безопасности;
2) разработка психологических средств мотивации;
3) разработка оптимальных режимов труда и времени отдыха;
4) разработка теоретически обоснованных эффективных процедур проведения аттестации и обучения;
5) разработка конкретных требований и условий труда при разработке и внедрении новых технологий, учитывая при этом личностные возможности;
6) развитие способов решения проблемы трудовой ориентации; оптимизация процедур профессиональной подготовки и адаптации личности;
7) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;
8) минимизация аварийных ситуаций;
9) работа с нормами, ценностями и корпоративной культурой производства и т. д.