Психология управления

Главная / Психология управления
Психология управления

Психология управления изучает психологические закономерности процесса управления людьми и группами людей.

Психология управления построена на теоретическом материале таких основных направлений Психологии как социальная психология, психология труда, психология личности, а также некоторые разделы общей психологии.

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. К объектам управления Психология управления относит: инновации, производство, рынок, финансы, информацию, снабжение, кадры. Однако с точки зрения социально-психологического подхода все производственные процессы осуществляются людьми – сотрудниками организации; значит и управление этими процессами связано в первую очередь с управлением поведением этих людей.

Что такое управление?

Управление – это процесс достижения своей цели с помощью усилий других людей. Процесс достижения цели с помощью управления разделяется между несколькими участниками: цели ставит один человек, а действия и операции, направленные на их достижение, производятся другими людьми. Из-за этого разделения и возникает главная проблема управления: как сподвигнуть других людей совершать действий для достижения поставленной руководителем цели, которая может быть им чуждой и даже антагонистичной?

Уровни управления

В организации обычно существует несколько уровней управления когда вышестоящий руководитель координирует работу нижестоящих руководителей. Название должности обычно соотносится с уровнем управления, на котором находится руководитель. Количество уровней управления зависит от размера организации. Все уровни управления делятся на три основные категории.
1. Институциональный уровень – высший уровень управления (управление высшего звена, топ-менеджмент) – самый малочисленный: это президенты и вице-президенты компаний, министры, ректоры учебных заведений и т. д.
2. Управленческий уровень – руководство среднего звена; эти руководители подчинены руководителям высшего звена управления, осуществляют координацию и контроль над работой руководителя низшего уровня. Если организация имеет много уровней управления, средний уровень делится на два и более дополнительных уровней.
3. Технический уровень – руководители низшего звена – осуществляют непосредственный контроль над выполнением заданий. Это мастера, бригадиры и т. п.

Функции управления

Психология управления выделяют следующие функции управления.
1. Планирование – одна из важнейших функций, обеспечивает основу для осуществления всех остальных. Заключается данная функция в выработке направлений и средств достижения целей организации.
2. Организация – действия руководителя, направленные на упорядочение взаимодействия людей, идей, процессов для достижения конкретной цели.
3. Мотивация – разработка и использование стимулов для эффективного выполнения подчиненными распоряжений руководителя.
4. Контроль – мониторинг результатов деятельности по достижению цели. Содержание этой функции включает анализ деятельности: наблюдение за деятельностью, сравнение ее параметров с заданным эталоном; количественную и качественную оценку деятельности; выявление отклонений; определение более эффективных способов выполнения деятельности.

Структура управления

1. Субъект управления – руководитель, наделенный управленческими полномочиями и осуществляющий управленческую деятельность.
2. Объект управления – люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
3. Управленческие воздействия (или методы управления) – система мер, используемая субъектом управления для воздействия на объект управления.
4. Цель – будущее желаемое состояние объекта воздействия или результат его деятельности. Может формулироваться субъектом управления или быть заданной извне (со стороны более высоких уровней управления).

Цели могут быть:

  • стратегические (отдаленные);
  • тактические (промежуточные).

Стратегические цели определяют тактические, а те, в свою очередь, определяют задачи управления – конкретные вопросы, решение которых приводит к достижению цели.

Управление может быть успешным, если субъект управления определил цель взаимодействия, а объект имеет способы и возможности для ее реализации.

Предпосылки успешного управления

Для успешного управления необходимо наличие:

1) у субъекта управления – мотивации и возможности руководить;
2) у объекта управления – мотивации и способности выполнять задачи.

В действительности управляемые люди (и организации) также являются активными субъектами, что приводит к неоднозначности их реакций на управленческие воздействия. Недостаточное внимание к этому факту (так называемому «человеческому фактору») часто приводит к тому, что при выборе воздействий и методов управления не учитываются индивидуальные особенности подчиненных. В результате их реакции на воздействия оказываются далекими от ожидаемых, и цель деятельности не достигается.

Именно поэтому для эффективного управления  руководителям всех уровней важно обладать навыками эффективной коммуникации и правильного выставления целей.

Познакомьтесь с нашими психологическими тренингами
для эффективного управления коллективом:

  Posted in: